КАКОЕ МЯСО ОТНОСИТСЯ К ХАЛЯЛЬНОМУ, А КАКОЕ К ХАРАМНОМУ?

Ответить
_______
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 13:29

КАКОЕ МЯСО ОТНОСИТСЯ К ХАЛЯЛЬНОМУ, А КАКОЕ К ХАРАМНОМУ?

Сообщение _______ » 23 мар 2017, 23:11

Какое мясо относится к халяльному, а какое к харамному?

Каждый мусульманин должен знать, что в основе мясо животного - харам, даже тех животных, которых дозволено есть, пока это не станет дозволенным после определенных условий:
1) Режущий, который может быть только мусульманином, христианином или иудеем.
2) Чтобы режущий был умственно полноценным и знал что произносит.
3) Резать только ради Аллаха.
4) Произнести имя Аллаха перед закалыванием.
5) Выпустить кровь, перерезав две шейные артерии, горло и пищевод.

После соблюдения этих условий животное и становится дозволенным!

По этой причине имамы и выявили важное правило: "Основа во всем мирском - дозволенность, за исключением половых органов и мяса". Подробно эти условия и доводы на них приводились тут.
Кстати, нет никакой разницы, кто заколол животное из числа мусульман, христиан или иудеев - праведник он или же нечестивец. Пока заколовший является мусульманином, христианином или иудеем, то заколотое им животное дозволено!
Имам Ибн Къудама сказал: "Нет разницы в дозволенности заколотого животного, режет это нечестивец или праведник из числа мусульман или людей Писания. Также нет разницы в дозволенности заколотого людьми Писания, будь они из числа мирных или воюющих с мусульманами". См. "аль-Мугъни", 13/293.

Тут уместно привести слова шейха Ибн 'Усаймина, который сказал: "Поистине, некоторые люди в наше время вселяют сомнения относительно дозволенности заколотого иудеями или христианами! Они говорят: "Сейчас они не исповедуют христианство и иудаизм". Это неправильное заявление. Да, если они сами скажут: "Мы не исповедуем эти религии и не считаем их религией", то тогда их вероотступничество (от иудаизма и христианства) будет явным. Однако, если они говорят, что они исповедуют эту религию, но вместе с тем совершают многобожие, то это не делает запретным (заколотое ими). И довод этому то, что, когда был ниспослан аят из суры "Трапеза" (о дозволенности их закалывания), Аллах упоминал о христианах их слова о троице и объявил их по этой причине неверными, сказав:

"Впали в неверие те, которые говорят: "Поистине, Аллах один из трех""
Сура "аль-Маида", 5:73

Но в этой же суре Аллах сказал:

"Еда тех, кому даровано Писание, дозволена для вас"
Сура "аль-Маида", 5:5

И Коран был ниспослан после того, как они исказили и заменили и даже стали неверными, однако, вместе с тем, Аллах дозволил заколотые ими животные и женитьбу на их женщинах. По этой причине, до тех пор, пока эти люди говорят, что они исповедуют христианство или иудаизм, то они имеют положение иудеев и христиан, даже если у них есть искажения и изменения, пока они не скажут, что являются вероотступниками". См. "Шарх аль-мумти'", 15/63.

А что делать, если человек живет в городе, где не только мусульмане и люди Писания, но может быть и многобожники, атеисты и прочие, чье закалывание не дозволено? Если тех, чье закалывание не дозволено меньше, то заколотое является дозволенным.
Имам ас-Суюты сказал, передавая слова Абу Хамида аль-Исфараини: "Если барашка найдена в городе, в котором проживают мусульмане и огнепоклонники, то она не будет дозволена пока не будет известно точно, что ее заколол мусульманин, поскольку основа – это запрет, а в отношении дозволенности закалывания есть сомнение. Однако если большинство жителей мусульмане, то дозволено есть, опираясь на большинство и внешнее преимущество". См. "аль-Ашбах уа-нназаир", 1/134.
Кстати, когда ранние имамы упоминают в качестве примера маджуса (огнепоклонника), то как сказал имам аль-Хатыб аш-Ширбини, они имеют ввиду любого, чье закалывание не дозволено.
Имам Мансур аль-Бухути сказал: "Дозволено мясо заколотого животного, если оно найдено в месте, где большинство людей те, чье закалывание дозволено, даже если неизвестно кто заколол, поскольку является затруднительным контролировать каждое закалывание". См. "Кашшаф аль-къана'", 6/212.
То же самое говорили аль-Мардауи в "аль-Инсаф" и Ибн Рушд в "аль-Фуру'".
Однако, если в городе или местности количество тех, чье закалывание не дозволено столько же, сколько и тех, чье закалывание дозволено, или же больше, то тогда мясо становится запретным, пока мусульманин явно не удостоверится, что то или иное мясо от мусульманина, христианина или иудея!

Шейх Ибн 'Усаймин говорил: ""Итак, у нас пять положений относительно закалываемых животных:
1. Когда мы знаем, что зарезавший животное, из числа людей Писания. В данном случае это мясо является дозволенным.
2. Когда мы склонны к тому, что закалывающий, из числа людей Писания. В таком случае это мясо также является дозволенным.
3. Когда мы в сомнении, тогда мясо запретно.
4. Когда мы сомневаемся, но склонны к тому, что закалывающий, не из числа людей Писания, тогда это мясо также является запретным.
5. Когда мы знаем, что закалывающий, не из числа людей Писания. В данном случае это мясо является недозволенным
". См. "Фатауа Ибн 'Усаймин", 1182.
Это что касается местности проживания.

Следующий важный момент! Если зарезанное животное исходит от того, чье закалывание дозволено, как мусульманин или люди Писания, то необходимо ли знать наверняка, как было зарезано животное или нет? Обязательно ли знать, были соблюдены упомянутые выше условия для дозволенности мяса или нет?
Ученые разошлись относительно этого вопроса, и по этой причине они также разошлись относительно вопроса импортируемого мяса из Европы или других стран в мусульманские. Причин споров и сомнений на счет такого мяса было много, как метод закалывания самого животного, поскольку одни свидетели говорили, что животных попросту убивают током, а другие говорили, что их режут как положено, но зачастую оглушают током, чтобы было легче резать. Также причина сомнений была в самих странах, из которых импортируют подобное мясо и тех, кто их режет. Одним словом, ученые много говорили и писали на эту тему.
Группа ученых, среди которых ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, а также шейх Ибн Усаймин и другие считали, что основа в заколотых животных мусульманами и людьми Писания – это дозволенность, пока не проявится и не станет явным обратное. По этой причине они дозволяли есть мясо, импортируемое из стран людей Писания или же в их странах.
Другие ученые, среди которых шейх аль-Альбани, шейх 'Абдуллах ибн Хумайд, Салих аль-Фаузан и др. считали, что основа в мясе – это запрет, пока точно не будет известна его дозволенность, и по этой причине они не дозволяли импортируемое мясо из стран людей Писания, кроме как при убежденности, что оно заколото шариатским способом.

Группа ученых, запрещавших подобное мясо опиралось на общее правило, что основа в мясе - это запрет. И также приводили доводы из Сунны, как известный хадис от 'Ади ибн Хатима, который рассказывал: "Я задал Пророку вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он сказал: "Можешь есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному животному, если же ты обнаружишь со своей собакой другую собаку и у тебя возникнут опасения, что и она принимала участие в охоте вместе с ней и загрызла эту дичь, то не ешь это, ибо ты произнес имя Аллаха только над своей собакой, и не произносил его над другой"". аль-Бухари, 5375; Муслим, 1529.
Имам ан-Науауи сказал: "В этом хадисе разъяснение важного правила, а это то, что если произошло сомнение относительно закалывания, которое делает разрешенным животное, то животное не будет дозволено, поскольку основа - запрет, и в этом нет разногласий". См. "Шарх Сахих Муслим", 13/78.
Также сторонники этого мнения опирались на хадис Абу Са'ида аль-Худри, который сказал: "Люди из числа бедуинов приносили нам мясо, а у нас в сердце были сомнения относительно этого, и когда мы сообщили об этом Пророку , он сказал: "Требуйте от них принести клятву на то, что они закололи этих животных, а затем поминайте имя Аллаха и ешьте"". ат-Табарани в "аль-Аусат", 1/131. Хафиз аль-Хайсами сказал в "аль-Маджма'", что все передатчики надежные.
На самом деле передатчики этого хадиса являются надежными за исключением передатчика по имени Абу Харун Аммара ибн Джуейн, который, как сказал Ибн Хаджар, является неприемлемым передатчиком, и которого некоторые имамы обвиняли даже во лжи. Поэтому, когда хафиз Ибн Раджаб привел этот хадис, то сказал после него: "Абу Харун очень слабый". См. "Джами'уль-'улюми уаль-хикам", 527.
И шейх аль-Альбани назвал этот хадис очень слабым из-за этого передатчика. См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа", 5494.
Более того, данный хадис противоречит известному хадису от 'Аиши, в котором не говорится о том, чтобы Пророк повелевал требовать клятву с мусульман о том, что животное заколото в соответствии с нормами Шариата!

Что касается первой группы ученых, которые считали, что в основе мясо от мусульман, христиан или иудеев дозволено, пока не станет явным запрет, то они также согласны с общим правилом, что основа в мясе - это запрет. Однако они говорят, что если мясо пришло от тех, чье закалывание дозволено, то основа уже дозволенность, пока не будет доказано обратное. И в качестве довода они опирались на исключающие хадисы, которые указывают на то, что сомнение не берется в счет в случае, если мясо исходит от тех, чье закалывание дозволено. Доводы этой стороны:

Первый довод:
'Аиша рассказывала, что однажды она спросила: "О Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет". На что Посланник Аллаха сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И это были люди, недавно принявшие Ислам". аль-Бухари, 2057.
Ведь в данном случае возникло серьезное СОМНЕНИЕ в отношении дозволенности мяса, поскольку только принявшие Ислам люди вряд ли могли знать о том, что поминание Аллаха перед закалыванием является условием! Однако Пророк не повелел им отказаться от этого мяса.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "В этом хадисе указание на то, что нет никаких проблем в употреблении заколотого мусульманином, даже если неизвестно упомянул он имя Аллаха или нет. Следует полагать, что он упомянул имя Аллаха, поскольку в отношении верующего следует иметь хорошее предположение. Животные, заколотые и добытые на охоте мусульманином, являются дозволенными до тех пор, пока достоверно не проявится обратное, как намеренное оставления упоминания имени Аллаха и т.п.". См. "ат-Тамхид", 9/324.
Имам ас-Сан'ани сказал: "Этот хадис является доказательством тех, кто считает, что поминать имя Аллаха перед закалыванием не является обязательным. Однако это не так, ибо этот хадис является указанием на то, что мы не обязаны знать произносили ли имя Аллаха перед закалыванием или нет, относительно того мяса, которое продается на рынках мусульман". См. "Субулю-Ссалям", 4/117.
Это же положение касается и людей Писания, а это все, кто исповедует христианство и иудаизм. Шейх Ибн аль-Къайим, опровергая слова шиитов, запрещавших мясо животных, заколотых людьми Писания, сказал: "Что касается их слов: "Неизвестно, они (люди Писания) помянули имя Аллаха или нет", то это не довод тому, что мясо запретное! Если узнать наличие условия является сложным и в этом может быть большое затруднение, то спадает обязательность узнать это, как дело обстоит и с поминанием Аллаха в закалывании мусульманина. Поистине, поминание Аллаха является условием в закалывании, однако знать это (поминалось имя Аллаха или нет) не является обязательным. Ведь достоверно известно от Пророка , что ему сказали: "Люди приходят к нам с мясом, а мы не знаем, помянули ли они имя Аллаха или нет?". И он ответил: "Вы помяните Аллаха и ешьте"". См. "Ахкам ахль аз-зимма", 1/512.

Второй довод:
'Абдуллах ибн Мугъаффаль рассказывал: "В день Хайбара я нашел мешок жира и сказал: "Я никому сегодня не дам ничего из этого!". Когда же я обернулся, то увидел Посланника Аллаха , и мне стало стыдно, а он улыбнулся". аль-Бухари, 4/116; Муслим, 1772.
В версии этого хадиса, которую приводит ат-Таялиси, сообщается, что Пророк сказал ему: "Это для тебя!".
Имам ас-Синди сказал к этому хадису: "Это является молчаливым одобрением от Пророка , поскольку в то время из обычаев людей было употребление жира в пищу. И если бы употребление этого было бы запретным, то он обязательно указал бы на то, что его нельзя есть. В этом указание на дозволенность жира, и из этого вытекает также дозволенность мяса животных, заколотых людьми Писания, поскольку этот жир является жиром заколотых ими животных". См. "аль-Хашия", 1/376.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: "В этом хадисе указание на дозволенность употребления жира животного, зарезанного иудеями, несмотря на то, что его употребление для них было запретным". См. "Миннатуль-мун'им", 3/197.
И, кстати, этот хадис напрочь опровергает странные утверждения некоторых людей, которые заявляют, что люди Писания во времена Пророка относились строго к вопросу закалывания, мяса, пищи и т.п., по причине чего и не было нужды узнавать у них о методах закалывания.
Но ведь мешок жира, который нашел Ибн аль-Мугъаффаль был найден в поселении иудеев, и тот сподвижник понятия не имел о том, каким образом был добыт этот жир. И, более того, сказать, что иудей, которому принадлежал этот жир, являлся придерживающимся устоев своей религии в отношении пищи, очень трудно! Ведь общеизвестно, что Аллах запретил иудеям употребление жира, однако, несмотря на этот запрет, у кого-то из них все же хранился целый мешок жира, который был им запрещен!

Третий довод:
Анас рассказывал: "Во время похода на Хайбар одна иудейка принесла Пророку жареную баранину, в которую она добавила яд, и Посланник Аллаха отведал ее. После чего, когда Аллах ему открыл, что это мясо отравлено он перестал его есть". аль-Бухари, 2617; Муслим, 2190.
Пророк не выяснил и не велел выяснять происхождение этого мяса, поскольку оно было от тех, чье закалывание является дозволенным. И в этом хадисе также ясное указание на то, что если источник мяса тот, чье закалывание дозволено, то не является обязательным узнавать, как именно оно заколото - в соответствии с требованиями Шариата или нет? Ведь Пророк не спросил эту иудейку - откуда эта баранина и кто ее зарезал, и как ее зарезали, и, вообще, откуда она его раздобыла?

Къайс ибн ас-Сакан рассказывал, что Ибн Мас'уд сказал: "Поистине, вы отправляетесь в земли, где не режут животных мусульмане, однако там проживают набатеи и персы. И когда вы будете покупать мясо, то спросите, и если заколотое животное от иудея или христианина, то кушайте. Поистине, их еда дозволена нам". 'Абдур-Раззакъ, 4/784. Все передатчики надежные.
Также и Ибн Мас'уд говорит о том, что важно лишь знать, кто заколол животное, и не говорит о необходимости знания того, как именно оно было заколото.
И об этой основе, что, если мясо от тех, чье закалывание дозволено, то нет обязанности выяснять его происхождение, говорили и те же имамы, которые однозначно утверждали, что основа в мясе – запретность!
Имам ан-Науауи сказал: "Если мы найдем заколотого барашка, и не знаем, кто именно ее зарезал, то если в этом городе есть те, чье закалывание не дозволено, как огнепоклонник, то оно не дозволено. И неважно они живут обособленно или вперемешку с мусульманами по причине сомнения в дозволенности заколотого. И основа – это запрет! Однако, если в городе нет никакого из них (чье закалывание не дозволено), то тогда оно дозволено". См. "аль-Маджму'", 9/97.
То есть, имам ан-Науауи делает запретным найденного барашка именно по причине сомнения в том, кто именно его зарезал, тогда как, если источник заколотого животного мусульманин, христианин или иудей, то мясо дозволено без сомнений, даже, если неизвестно, кто именно и как его заколол. Например, упомянул он имя Аллаха перед закалыванием или нет, заколол животное после смерти или до, убил током до этого или нет, и т.п.

Спросили шейха Ибн База: "Каково постановление относительно мяса, которое продается на рынках в неисламских странах - является ли оно дозволенным или нет?".
Шейх Ибн Баз ответил: "Если известно, что мясо, продаваемое на рынках неисламских стран, заколото иудеями и христианами, то оно дозволено для мусульман, при условии, что оно не заколото способом, противоречащим нормам Шариата. Основа мяса животных, заколотых иудеями и христианами – это дозволенность. И мы не отходим от этой основы, кроме как при существовании причины, которая делает данную основу недействительной. Если же мясо принадлежит не людям Писания, то оно является для мусульман запретным, и согласно Священным текстам и единогласному мнению ученых, им не дозволяется употреблять его". См. "Маджалля аль-джами'ат аль-ислямия".
Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Если мы знаем, что закалывание животного произошло, но не знаем, каким образом оно было, как например, к нам пришло мясо от того, чье закалывание дозволено, скажем животное без головы, и мы не знаем каким образом оно было зарезано. В подобном случае заколотое является сомнительным, однако тексты, которые пришли от Пророка указывают на дозволенность этого! И не является обязательным спрашивать об этом, что является облегчением для рабов Аллаха, и основываясь на основе о дозволенности!". См. "Фатауа Ибн 'Усаймин", 6/148.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Мясо, импортируемое из немусульманских стран, за закалывание которых ответственны люди Писания, а это иудеи и христиане, дозволено употреблять! И мы не должны спрашивать о том, как оно было заколото и упомянули имя Аллаха или нет, поскольку Пророк ел баранину, которую подарила ему иудейка в Хайбаре [аль-Бухари, 2617; Муслим, 2190]. Также он ел у иудея, и там было прогорклое масло, а ведь то масло – это жир, поменявший свое состояние, и Пророк не спросил его о том, как оно было заколото, или же упомянули над ним имя Аллаха или нет. Также в "Сахихе" аль-Бухари пришел хадис от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "Люди однажды сказали: "О Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет". На это Пророк сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И это были люди недавно принявшие Ислам". В этих хадисах, указание на то, что не следует спрашивать о том, каким образом оно было заколото. И это из мудрости и облегчения Шариата. А что касается мяса, импортируемого из немусульманских стран, за закалывание которых ответственны огнепоклонники, идолопоклонники и те, кто исповедует подобное, то оно является запретным, поскольку Аллах не дозволил нам пищу неверных, за исключением тех, кому было даровано Писание. Ученые факъихи говорят: "Если мы находим мясо в том месте, где большинство его жителей те, чье закалывание дозволено, то это мясо дозволено". Однако если происхождение мяса и кем оно зарезано неизвестно, то следует от этого отстранятся". См. "Фатауа 'улямиль-балядиль-Харам", 378-379.
Шейх Ибн 'Усаймин также сказал: "В сборнике у аль-Бухари передается хадис от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "Люди однажды сказали: "О Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет". На это Пророк сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И это были люди недавно принявшие Ислам" [аль-Бухари, 2057]. Это были люди, только принявшие Ислам, а подобные люди не знают о многих тонкостях религии, о которых знают только те, кто живет среди мусульман. Однако, несмотря на это, Пророк указал, что делать этим людям, которые усложняли для себя: "Произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его!". То есть: упомяните имя Аллаха перед едой и ешьте это. Что касается того, что делают некоторые, кто исследует правильность (заколотого животного), то не следует спрашивать об этом, поскольку в этом усложнение и затруднение. Если мы обяжем себя вопросами о происхождении мяса, то мы утрудим себя очень сильно, сомневаясь в дозволенности каждой еды, которую нам преподносят. Ведь может быть так, что еда того, кто позвал тебя в гости, является присвоенной несправедливо, сворованной, или купленной на запретные деньги, или над этим мясом не произносили имя Аллаха и т.д. И из милости Аллаха по отношению к Своим рабам то, что если некое деяние исходит от тех, кто его сделать вправе, то оно в своей основе остается правильным". См. "Фатауа кибар аль-'уляма аль-умма", 969.
Шейх Ибн 'Усаймин также говорил: "Мы слышали, что в Америке животных бьют током, но они выпускают кровь до того, как животное умрет, а животное, заколотое до смерти, является дозволенным. Всевышний Аллах сказал:

"Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено,
или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником,
если только вы не успеете зарезать его
(до смерти)"
Сура "аль-Маида", 5:3

Также я слышал от некоторых молодых парней, которые ездили в эти страны, что в настоящее время им (неверным) стало известно что, мясо не может быть пригодным для продажи, если не выпускать кровь из забиваемых животных. И они стали выпускать кровь способом, отличительным от способа мусульман. Они прорезывают на шее яремную вену, а в другую большую вену устанавливают аппарат (выдувающий кровь) для того, что бы кровь выходила с яремной вены интенсивней. В действительности, это и есть выпускание крови, но иным способом. И возможно, что в один из дней они вернутся к способу, который используют мусульмане, то есть, будут перерезать артерии так, чтобы кровь выходила из них". См. "Фатауа Ибн 'Усаймин", 1182.

Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Что вы скажете относительно животных, которых сначала бьют током, а затем отрезают голову, чтобы вышла кровь?".
Шейх ответил: "Если кровь выходит, после того как отрезают голову, то значит, что удар током просто ослабляет животное, а затем его закалывают. В таком случае мясо этого животного дозволено, так как Пророк сказал: "Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!". Кровь не выходит, если животное не зарезали, когда оно было живым. Когда же животное умирает, то кровь меняется и свертывается и она уже не выходит. Но как бы там ни было, если тот удар током, о котором говорит брат, не убил это животное и его зарезали до того, как оно умерло, то это закалывание соответствует Шариату. Доказательство тому слова Всевышнего:

"Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено,
или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником,
если только вы не успеете зарезать его
(до смерти)"
Сура "аль-Маида", 5:3

Все перечисленное является причиной смерти, и все они запретны, за исключением того, что зарезано до смерти. Удар током подобен удушению, а Аллах запретил то, что было задушено, но исключил из этого то, что было зарезано до его смерти. И поэтому, удар током это только способ ослабить животное и если его закалывают до того, как оно умрет, то оно дозволено. Если же удар током убивает животное, хотя это противоречит словам задавшего вопрос, так как он сказал, что кровь у животного вытекает, то в этом случае оно становится запретным". См. "Фатауа нуру 'аля-ддарб".

Примечание:
Даже если достоверно известно о том, что в той или иной стране, где проживают мусульмане, христиане или иудеи, на одном из мясокомбинатов закалывают животных не по нормам Шариата, то это не делает запретным все мясо этого города!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если запретное смешается с дозволенным, то оно будет иметь два положения. Одно из них: запретное в основе, как употребление мертвечины или запретность женитьбы на молочной сестре. Если подобный вид запрета смешается с числом, которое не берется в счет, то не становится запретным. Как например, в городе есть женщина, которая человеку молочная сестра, о которой он не знает, или в этом городе кто-то торгует мертвечиной, о месте которого он не знает. По этой причине для него не становится запретными ни женщины этого города, ни мясо. Но если ему посторонняя женщина покажется сестрой или заколотое мясо покажется мертвечиной, то все это становится запретным". См. "Маджму'уль-фатауа", 29/276.
Поэтому если где-то в городе, где основная масса жителей - это мусульмане, христиане или иудеи, есть мясник или мясокомбинат, который 100% забивают животных током и т.п., то вот именно их мясо и нельзя употреблять, однако не следует запрещать на основании этого все мясо города.
Для пользы приведем слова доктора Са'да аль-Хасляна, который в своих уроках, посвященных наболевшим и спорным вопросам (науазиль), разъяснил данный вопрос, приводя подробно оба мнения и их доводы. Так, разобрав обе стороны в этом вопросе в главе "Постановления относительно ввозимого мяса", он подытожил, сказав, что правильнее, конечно же, отстраняться от подобного мяса, а затем сказал: "Что касается стороны шариатского постановления, то мне видится, а Аллах знает лучше, что правильное мнение в этом вопросе - мнение первой группы ученых, что это мясо дозволено. И причина этого в том, что основа в закалывании людей Писания – дозволенность, если только мы не узнаем, что они закололи животное не в соответствии с требованиями Шариата. И эта основа первичнее, чем основа, о которой упоминали ученые второго мнения, что основа в животных – запрет. Это мнение, что основа в животных запрет, касается случая, когда есть сомнение в отношении запретности и дозволенности животного. И мы тут говорим, что основа – запрет. Однако в данном случае, эти животные дозволены в основе, а это овцы, крупнорогатый скот, куры. Но сомнение пробралось со стороны того, каким именно способом они были заколоты, а не в том, что это за животные, чтобы нужно было говорить: "Основа в животных – запрет". Но сомнение в том, каким способом заколоты животные, относительно дозволенности которых ученые единогласны. По этой причине нет нужды возвращаться к основе, о которой говорят ученые второго мнения. Ближе к основам и шариатским правилам – это правило, о котором говорит первая сторона. А что касается хадиса 'Ади о посланной охотничьей собаки, или стрельбе из лука, или попадания добычи в воду, и она утонула, что Пророк запретил кушать - все эти запреты касается только охоты. Что же касается закалывания животных, то в отношении этого пришли другие тексты, как хадис Аиши: "К нам люди приносили мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет", на что Посланник Аллаха сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И это были люди, недавно принявшие Ислам". И это прямой текст в данном вопросе. Ведь тут произошло сомнение в условии, как дозволенность животного, а это поминание Аллаха! Но Пророк велел вернуть это к основе, а это дозволенность, поэтому сказал им: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И также Пророк кушал мясо животных, заколотых людьми Писания. Это указывает на то, что основа, о которой говорили сторонники первого мнения первичнее, чем основа, о которой говорили сторонники второго мнения. По этой причине было издано фатуа ученых аль-Ляджны (22/401) во главе с шейхом 'Абдуль-'Азизом ибн Базом: "Поистине, основа в закалывании мусульман и людей Писания – это дозволенность, до тех пор, пока не будет достоверно известно то, что выведет это из данной основы к запрету! Известия относительно того, что импортируется из неверных стран до сих пор противоречивые и искаженные. И даже министр по торговым делам порицает сильно импортируемое мясо и консервы из стран неверных в КСА, говоря, что это не заколото в соответствии с требованиями Шариата. Но эти слухи недостаточны для того, чтобы импортируемое вышло из упомянутой основы в категорию запрета! Однако мясо, импортируемое из стран коммунистов и им подобных, которые не являются мусульманами и людьми Писания, не дозволено, поскольку их заколотые животные являются мертвечиной. И, вместе с тем, кто сомневается в этих поставляемых животных, пусть оставляет это, опираясь на хадис: "Оставь то, что вызывает у тебя сомнения к тому, что сомнений у тебя не вызывает"". См. "Шарх фикъх ан-науазиль", 185-195.

Следует отметить, что если бы сомнение в дозволенности мяса было бы препятствием для его дозволенности, то заколотое людьми Писания не было бы дозволенным никогда! Ведь в отношении их мяса всегда есть такое сомнение, как: чье имя они произнесли перед забоем: Бога, 'Исы или троицы?! Ведь даже если мы будем знать точно, что есть какой-то мясник - истинный христианин, посещающий церковь, режущий животное должным образом, а не убивающий его током, тогда у нас возникнут сомнения еще больше, что он может произнести при закалывании не имя Бога, а имя 'Исы! И подобные сомнения вполне естественны и реальны. Эти же вопросы возникали и у саляфов.
Например, Айюб ибн Наджих рассказывал: "Я спросил у аш-Ша'би относительно закалывания арабов-христиан и сказал: "Ведь среди них есть те, кто произносит перед этим имя Аллаха и те, кто произносит имя Исы!". На это он ответил: "Ешь это и корми меня!"". См. "Ахкаму ахли-ззимма", 1/186.
Хасан аль-Басри и аз-Зухри говорили: "Если ты услышишь, что они (люди Писания) зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные!". См. "Тафсир аль-Байдауи", 2/298; "Фатхуль-Бари", 9/552.

Для пользы:
Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Оставивший молитву является вероотступником, поэтому его закалывание не дозволено. Однако, по мнению тех, кто считает, что оставление молитвы не выводит из Ислама, закалывание такого дозволено. Если, например, заколол животное тот, кто не совершает молитву и позвал двоих в гости, один из них говорит: "Поистине, заколотое не совершающим молитву не дозволено, поскольку он вероотступник", а другой говорит: "Зарезанное им дозволено, так как он не вероотступник", в таком случае кушает это мясо тот, кто не считает его неверным и не кушает тот, кто считает такого неверным". См. "Шарх аль-мумти'", 15/66-67.

Итог:
1) Мясо, которое дозволено есть, делится на два вида: первое – это то, что дозволено есть без каких-либо условий, как все, что обитает в море, о чем уже шла речь; второе – это те виды животных, мясо которых есть дозволено, но после определенных условий, как забивание их в соответствии с требованиями Шариата, которые относятся к тому, кто режет и как он режет.
2) Основой в любом животном, кроме мертвечины моря, является то, что оно не дозволено для употребления, пока оно не будет зарезано в соответствии с Шариатом!
3) Если известно, что заколовший животное является мусульманином, христианином или иудеем, то это мясо является дозволенным, если точно не известно, что животное заколото не в соответствии с нормами Шариата, как не упоминание имени Аллаха, забивание током и т.д. И по причине сомнения мясо животных от мусульман и людей Писания не становится запретным.
4) Если же есть сомнение относительно источника мяса, кому оно принадлежит мусульманам, людям Писания или многобожникам, то его есть не следует, и в подобном случае необходимо отдаляться от сомнительного.

Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Обратив внимание на многочисленные споры относительно мяса, которое поступает из этих неисламских стран (в вопросе речь шла о Франции), если человек из-за опасения отстранится от этого к другому, то это лучше. Но мы не запрещаем это поставляемое мясо (из стран людей Писания)". См. "Нурун 'аля ад-дарб" № 61.
Поэтому, кто сомневается в том или ином мясе, пусть не ест его, а кто убежден и не испытывает никаких сомнений, пусть ест.

Дополнительные фетвы ученых:

Вопрос: "До моего приезда в Китай я слышал, что животных, зарезанных атеистами, мусульманину употреблять нельзя. У нас в университете есть маленькая столовая для мусульман и в ней дают мясо, но я не уверен, что оно забито в соответствии с требованиями Ислама и я сомневаюсь в дозволенности употребления этого мяса. Мои друзья не сомневаются подобно мне и кушают это мясо. Правильно ли они поступают или же они употребляют запретное? Также относительно посуды - там нет различий между посудами мусульман и немусульман. Как мне поступать в таком положении?".
Ответ шейха Ибн База: "Не дозволено употреблять мясо, зарезанное неверными, кроме людей Писания (христиан и иудеев), и нет разницы - это мясо огнепоклонников, идолопоклонников и им подобных. Все они являются неверными. Также нельзя употреблять бульон из такого мяса, так как Аллах не дозволил нам пищу неверных за исключением людей Писания. Всевышний сказал:

"Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им"
Сура "аль-Маида", 5:5

Пища – это мясо животных, зарезанных ими, как это сказал ибн 'Аббас. А что касается фруктов и тому подобных вещей, то в их употреблении нет проблем, потому что они не входят в запретную пищу. Пища же мусульман, истинных мусульман, не поклоняющихся никому кроме Аллаха, не взывающих ни к пророкам, ни к святым и не поклоняющихся могилам, дозволена как для мусульман, так и для других. Что касается посуды, то мусульманам необходимо (уаджиб) иметь отдельную посуду, от посуды неверных, в которой они содержат свою пищу, вино и тому подобное. А если они не смогут этого сделать, то повару-мусульманину необходимо мыть посуду, которую используют неверные и лишь затем класть туда пищу. В обоих достоверных сборниках пришел хадис от Абу Са'ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах), что он спросил Пророка о том, можно ли есть из посуды многобожников, на что Пророк ответил: "Что касается твоего упоминания о людях Писания, то если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и кушайте из нее"". См. "Маджму'у фатауа уа макъалят", 4/435.

Вопрос: "Каково решение относительно консервированных куриц, поступающих из заграницы?".
Ответ шейха Ибн База: "Если закалываемые за границей курицы и остальные животные, поступающие в консервированном виде, из стран людей Писания, то это является дозволенным, поскольку еда людей Писания дозволена нам текстами Священного Корана, если нам неизвестна причина, запрещающая это, как, например, то, что было заколото не ради Аллаха, или же заколото не перерезанием горла. А если мясо поступает из стран коммунистов, атеистов и многобожников, то оно является запретным и не дозволяется его употреблять". См. "Фатауа ислямия", 3/416.

Вопрос: "Если человек, желая отстраниться от сомнительного не ест мясо, в котором он сомневается, а родители ему повелевают его есть, то, что ему делать, повиноваться родителям, или отстраняться от сомнительного?".
Ответ шейха аль-Альбани: "Необходимо подчиняться родителям, ибо запрещено подчиняться им в совершении греха, а здесь речь идет только о сомнении!". См. "аль-Хауи мин фатауа аль-Альбани", 371.

Вопрос: "Можно ли есть мясо в кафе или столовых, если неизвестно упомянули при закалывании животного имя Аллаха или нет?".
Ответ шейха Ибн База: "Если эти кафетерии находятся в городах, где за забивание животных ответственны мусульмане или же люди Писания (христиане и иудеи), или владельцы этих кафе мусульмане или люди Писания, которые сами непосредственно режут животных, то употреблять их мясо дозволено, даже если нам неизвестно произнесли над этим животным имя Аллаха или нет, ибо основой в зарезанных ими животных является дозволенность. В сборнике у аль-Бухари передается хадис от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "Люди однажды сказали: "О Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет". На это Пророк сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". И это были люди недавно принявшие Ислам" [аль-Бухари, 2057]. Однако, если же этими кафе управляют не мусульмане и не люди Писания, а атеисты или многобожники, то употреблять в этих заведениях мясо запрещено. И знай, что мясо животных, зарезанных мусульманами и людьми Писания в соответствии с требованиями Шариата – дозволено, даже если нам неизвестно каким способом они были забиты. А что касается тех животных, о которых мы знаем, что они были убиты не по нормам Шариата, как удушение, забивание током и т.п., то это является мертвечиной, и запрещается употребление этого мяса. И в этом случае нет разницы в том, кто таким образом забил животное: мусульманин или же неверный. Аллах Всевышний сказал:

"Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено,
или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником,
если только вы не успеете зарезать его
(до смерти)""
Сура "аль-Маида", 5:3 *
_______________________________________________

* См. "Фатауа Ислямийя", 3/414.

Ответ на подобный вопрос шейха Ибн 'Усаймина: "Зарезанные животные имеют три положения:
1) Когда мы знаем, что это животное забито правильно. В таком случае это мясо есть дозволено.
2) Когда мы знаем, что это животное зарезано неправильно. В этом же случае такое мясо есть не дозволено.
3) Когда мы сомневаемся и не знаем, это животное было зарезано правильно или нет. И в данном случае положение этого мяса состоит в том, что оно дозволено, и мы не обязаны спрашивать и разузнавать, каким способом было забито это животное, произнесли над ним имя Аллаха или нет. Более того, Сунна ясно указывает на предпочтительность не спрашивать и не расследовать это. Когда Пророку сказали: "Мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет", он не сказал, спросите их, произнесли ли они имя Аллаха или нет. Напротив, он сказал: "Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его". Данное повеление Пророка произнести имя Аллаха, не то поминание, которое произносится при закалывании животного, так как животное уже заколото, а это поминание, которое следует произносить перед едой. И в Шариате установлено, чтобы кушающий произносил имя Аллаха перед едой. Более того, произнесение имени Аллаха перед едой является обязательным, и это является более правильным мнением, поскольку на это есть прямое повеление Пророка . И если человек не произнесет имя Аллаха перед едой, то шайтан обязательно примет участие в его еде и питье. Если человек проявит богобоязненность и не будет есть в этих кафе, то на нем не будет греха. И также наоборот, если он будет есть в подобных заведениях, тоже на нем нет греха". См. "Фатауа Ислямийя", 3/415.

ASAR-FORUM.COM

Ответить