"ПРОКЛЯТ ТОТ, КТО ПРОСИТ РАДИ АЛЛАХА ..."

Ответить
_______
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 13:29

"ПРОКЛЯТ ТОТ, КТО ПРОСИТ РАДИ АЛЛАХА ..."

Сообщение _______ » 24 май 2017, 11:24

"Проклят тот, кто просит ради Аллаха ..."

От Абу Мусы аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!". ат-Табарани, 3/103; Ибн 'Асакир, 8/397. Хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-'Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим.

Смысл хадиса в том, что нельзя просить ради Аллаха что-либо мирское, и тем самым обязывать человека дать то, чего он не хотел или же не намеревался дать без такой просьбы. Посланник Аллаха говорил: "Если вас попросили дать что-либо ради Лика Аллаха, то дайте это!". Ахмад, 2248; Абу Дауд, 2/622. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха", 253.
Сообщается, что "'Ата (да будет доволен им Аллах) запрещал просить что-либо мирское ради Лика Аллаха или ради Корана!". Ибн Абу Шайба, 4/68. Иснад достоверный.

Поэтому просить о чем-либо мирском ради Аллаха или ради Лика Аллаха является запретным, а поступающий таким образом заслуживает проклятие! Также на запрет просить что-либо ради Аллаха указывает то, что тот, кого попросили ради Аллаха, обязан будет дать то, о чем попросили. Посланник Аллаха однажды сказал: "Не сообщить ли мне вам о наихудшем из людей?". Сподвижники ответили: "Конечно, о Посланник Аллаха!". Тогда он сказал: "Тот, кого попросили ради Аллаха, а он не дал этого!". ат-Тирмизи, 1652; ан-Насаи, 5/83; Ибн Хиббан, 604. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха", 255.

Шейх аль-Альбани сказал: "Обязательным является дать, если тот, кого попросили ради Аллаха способен это сделать и в чем не будет вреда ему или его семье. В таком случае он не обязан давать!" См. "ас-Сильсиля ас-сахиха", 1/513.

Когда шейху Ибн 'Усаймину сказали: "Спрашивающий говорит: "Я прошу тебя ради Аллаха, чтобы ты задал этот вопрос шейху"", он ответил: "Во-первых, не следует человеку обращаться к своему брату в Исламе и стеснять его, говоря: "Прошу тебя ради Аллаха!". Ведь Пророк говорил: "Если вас попросили ради Аллаха, то ответьте на эту просьбу". Если ты говоришь человеку: "Прошу тебя ради Аллаха", то ты поставил его в неловкое положение, ибо он впал в замешательство и не знает, ответить ли на твою просьбу или инет. Ведь в выполнении твоей просьбы может быть вред для него. Нельзя человеку просить своего брата такой просьбой. Некоторые ученые говорили, что смысл просьбы ради Аллаха: "Я спрашиваю тебя о религии Аллаха", то есть, дозволенный для него вопрос или просьба. Я делаю наставление всем своим братьям из числа мусульман, чтобы они не говорили: "Я прошу тебя ради Аллаха!"". Сл. "Ликъаат аш-шахри", №72.

Шейх Салих али Шейх сказал: "В этой главе, как и предыдущих, говорится о возвеличивании Всевышнего Аллаха, Его имен и атрибутов. Его возвеличивание относится к совершенному единобожию и помогает воплотить его в жизни. Кто просит именем Аллаха, тот просит чем-то великим. Он просит убежища именем Того, Кто владеет всем сущим. Как после этого можно отвергнуть того, кто просит Его именем? Поэтому к обязательному возвеличиванию относится то, что нельзя отказывать никому, кто попросил ради Всевышнего Аллаха. Если человек обращается к другим с просьбой и просит удовлетворить ее именем Аллаха, то ему нельзя отказывать из уважения к Великому и Могучему Аллаху. Нужно быть тем, чье сердце возвеличивает Всевышнего Аллаха и содрогается при его поминании, как сказал Аллах:

"Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха"
Сура "аль-Анфаль", 8:2

Они начинают испытывать страх, когда упоминают Аллаха, так как они знают о Нём и о том, чего Он достоин. Поэтому, если кто-то просит единобожника именем Аллаха, тот не может отказать, так как он возвеличивает Всевышнего Аллаха.
Ученые говорят, что бывают такие моменты, когда кто-то попросил именем Аллаха и обязательно ему ответить, а отказывать запрещено. А иногда бывают такие ситуации, когда отвечать ему необязательно. Это мнение шейх уль-Исляма ибн Теймийи (да смилуется над ним Аллах) и многих ученых после него.
Другие же ученые говорят, что запрещено отказывать тому, кто попросил именем Аллаха в любых ситуациях. А третьи говорят, что ответить ему всего лишь желательно (мустахаб).
Разберем мнение шейх уль-Исляма. Он считает, что отказывать человеку, который обращается к определенному человеку с конкретной просьбой, категорически запрещено. Речь идет о человеке, который не просит о чем-то всех подряд, а обратился именно к тебе. Сюда не относится бедняк, который сначала просит этого, потом того, а потом третьего. Также сюда не относится тот, кто лжет, говоря, что он в чем-то нуждается. Если же человек не обращается с этой просьбой непосредственно к тебе, а обращается сразу к нескольким людям, то помочь ему не является обязательным.
Поэтому у нас в этом вопросе есть три положения:

1 - Запрещено отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается к определенному человеку с конкретной просьбой. Это касается того случая, когда человек может выполнить просьбу просящего.
2 - Желательно не отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается не только к тебе, а к многим людям.
3 - Дозволено отказывать просящему именем Аллаха, если человек знает, что тот, кто просит его, является лжецом.

Абдуллах Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему; если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то сделайте за него ду'а, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили". ат-Тайалиси, 1895; Ахмад, 2/68; аль-Бухари в "Адаб аль-Муфрад", 216; Абу Дауд, 1672; ан-Насаи, 5/82; ибн Хиббан, 3408; аль-Хаким, 1/412.

(То есть:)

- "Если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему" - если человек просит о помощи и покровительстве именем Аллаха, то ему следует оказать покровительство, потому что он прибег к имени Того, Кто больше всего заслуживает, чтобы Его именем просили защиты и покровительства. Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда дочь аль-Джауна ввели (как невесту) к Посланнику Аллаха она воскликнула: "Прибегаю к защите Аллаха от тебя!" - и тогда Пророк сказал: "Ты прибегла к защите Великого, так возвращайся же к своей семье". аль-Бухари, 5254.
Она прибегла к Аллаху от него и Пророк оставил её.

- "Если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему" - большинство ученых считало, что это относится только к приглашению на свадьбу. Что же касается приглашений по другим случаям, то отвечать на них является желательным.

- "Если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его" - если же человеку сделали добро, то он должен ответить на него таким же добром. Если человеку когда-то помогли деньгами, то он также должен отблагодарить деньгами.

Это предписано для того, чтобы раб мог очистить свое сердце, и тогда, вспоминая об оказанной ему услуге, он не будет испытывать унижение или смирение перед другим творением. Но если он не может ответить своему благодетелю равноценным добром, то он должен молиться за него до тех пор, пока не решит, что он уже отблагодарил его. Взойти на такую высокую ступень могут только искренние верующие, подлинно убежденные в единобожии, и мы просим Аллах сделать нас одними из них". Шарх "Китаб ат-Таухид" шейха Мухаммада ат-Тамими, глава 55.

Ответить