О ЗАХОРОНЕНИИ, ПАМЯТНИКАХ И ПОСЕЩЕНИИ КЛАДБИЩ

Ответить
_______
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 13:29

О ЗАХОРОНЕНИИ, ПАМЯТНИКАХ И ПОСЕЩЕНИИ КЛАДБИЩ

Сообщение _______ » 12 дек 2016, 22:19

О захоронении, памятниках и посещении кладбищ

... а также о том, что запрещено и порицаемо делать на кладбищах
Изображение
Содержание

1. О захоронении
- обязательно хоронить всех людей, включая и неверных
- о достоинстве того, кто выкопал яму мусульманину и захоронил его
- умерших желательно хоронить в тех местах, где они умерли
- запрещено хоронить неверных вместе с мусульманами и мусульман вместе с неверными
- о периодах, в которых нежелательно хоронить умерших
- могилу следует копать в соответствии с размером тела умершего
- не следует опускать в могилу женщину тому, кто имел половое сношение в эту ночь
- положив тело в могилу, следует повернуть его лицом в сторону Каабы
- не следует класть тело мусульманина на дно могилы (на спину)
- прежде чем засыпать могилу землей, следует заложить чем-нибудь тело
- не следует делать могилу высокой
- об обращении с мольбой за умершего после захоронения
- о захоронении ночью
- в случае необходимости дозволено выкопать тело после погребения
- некоторые примечания, связанные с захоронением
2. О памятниках
3. О посещении кладбищ
- о мольбе, произносимой при входе на кладбище или проходя мимо кладбищ
- о посещении кладбищ женщинами
4. О том, что запрещено и порицаемо делать на кладбищах
- строить мечети над могилами или превращать могилы в мечети
- совершать жертвоприношение на могилах
- ходить по могиле или садиться на нее
- ходить между могилами в обуви
- раскапывать и грабить могилы мусульман
- справлять нужду на кладбище
- дополнительные примечания
Изображение

1. О захоронении

Всевышний Аллах сказал:
"Потом умертвил его (человека) и предал погребению"
Сура "'Абаса", 80:21
Аллах, хвала Ему Всевышнему, оказал человечеству милость тем, что дал людям знание того, что тела умерших следует погребать, и тем самым труп людей не остается на поверхности земли подобно гниющим трупам животных, и только сумасшедшие язычники и неверные, пренебрегая этой милостью, сжигают и кремируют тела своих умерших.

Обязательно хоронить всех людей, включая и неверных - сообщается, что когда умер Абу Талиб (дядя Пророка ), 'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку и сказал: "Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб - умер". Пророк сказал ему: "Иди и закопай его". После этого, когда Пророк увидел 'Али, он сказал ему: "Соверши полное омовение (гъусль)". ан-Насаи, 1/110; Абу Дауд, 9/32. Хадис достоверный.
В этом хадисе есть указание на то, что омывать и заворачивать в саван неверных не следует, так как Пророк не велел сделать это. В этом хадисе также содержится указание на то, что после захоронения неверного желательно совершить полное омовение (гъусль).

О достоинстве того, кто выкопал яму мусульманину и захоронил его - от Абу Рафи'а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто выкопал яму (мусульманину) и, уложив его в неё, закопал, Аллах зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня". аль-Хаким, 10516; аль-Байхакъи, 3/395. Имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что на всех передатчиков этого хадиса опирались в "ас-Сахих". А хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. "Маджма'у-ззауаид", 3/21; "ад-Дирая", 140; "Ахкамуль-джанаиз", 69.

Умерших желательно хоронить в тех местах, где они умерли - Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Когда убитых при Ухуде привезли в Медину, Пророк повелел вернуть их в те места, где они были убиты". ан-Насаи, 2004. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также Посланник Аллаха сказал: "Хороните убитых там, где они были убиты". ан-Насаи, 2005. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Однако среди ученых было разногласие, относится ли это веление именно к шахидам или же к любым умершим, о чем передал имам Ибн аль-Мунзир. Например, 'Аиша вообще порицала переносить тело умершего в любое место без конкретизации - шахид это или нет.
Однако другие ученые считали это дозволенным, как, например, аз-Зухри на такой вопрос отвечал, что тела Са'д ибн Аби Уаккъаса и Са'ид ибн аль-Мусайиба перевезли после их смерти в Медину. Также и Ибн 'Уяйна рассказывал, что когда Ибн 'Умар умирал в Мекке, он завещал не хоронить его там. И приведя разные мнения по этому вопросу имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Желательно хоронить умершего в том городе, в котором он скончался, и таким было постановление во времена Пророка и на этом были многие ученые. И порицаемо переносить тело умершего в другой город из-за опасения изменения его тела". См. "аль-Аусат" 5/464.
А хафиз Ибн 'Абдуль-Барр говорил: "Нет в этом вопросе категоричности, что перенос тела умершего - это нововведение, или же что это - Сунна. Пусть верующие поступают, как пожелают". См. "аль-Истизкар", 8/295.
Приведя все эти мнения, шейх 'Али ибн Адам аль-Атьюби сказал: "Для меня правильным мнением является то, что именно тела шахидов переносить запрещено, поскольку на это указывают достоверные хадисы этой главы. А что касается не шахидов, то и их лучше хоронить там, где они скончались. Однако если перенести их тела по какой-то причине, если нет опасения изменения их тела, то нет в этом запрета. И упоминалось, что тела Са'д ибн Аби Уаккъаса и Са'ид ибн Зайда перенесли в Медину в сопровождении сподвижников и никто из них этого не порицал, поскольку нет на запрет этого ничего от Пророка , кроме как в отношении шахидов". См. "Шарх Сунан ан-Насаи", 19/345-347.

Запрещено хоронить неверных вместе с мусульманами и мусульман вместе с неверными - доказательством этому служит хадис, в котором сообщается, что Пророк сделал разграничение между могилами мусульман и неверных, сказав: "Если будете проходить мимо наших могил и могил людей, умерших во времена джахилии, то известите их (неверных), что они обитатели Огня". Ибн ас-Сунни в "'Амаль аль-яум уа-ллейля", 587. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

О периодах, в которых нежелательно хоронить умерших - 'Укба ибн 'Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха запрещал нам совершать дополнительные молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; в полдень, пока солнце не начнет клонить к закату; во время заката солнца, пока оно не сядет". Муслим, 2/208.
Имам аль-Хаттаби сказал: "Люди разошлись во мнениях насчет дозволенности молитвы-джаназа и захоронения в эти три периода, и большинство ученых склонилось к тому, что в это время молитва-джаназа является нежелательной, и это мнение: 'Ата, ан-Наха'и, аль-Ауза'и, ас-Саури, Ахмада и Исхакъа. А что касается аш-Шафи'и, то он считал, что молитва-джаназа и похороны совершаются в любое время в течение дня и ночи, но мнения большинства ученых, здесь более сходятся с достоверными хадисами". См. "аль-Ма'алим", 4/327.

Могилу следует копать в соответствии с размером тела умершего - от Хишама ибн 'Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха сказал: "Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо". Ибн Маджах, 1561. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Следует выкопать такую яму, чтобы тело покойного не могли раскопать животные, и его запах не исходил на поверхность.

Не следует опускать в могилу женщину тому, кто имел половое сношение в эту ночь - сообщается, что когда хоронили дочь Посланника Аллаха , он спросил: "Есть ли среди вас такие, кто не приближался к женщине этой ночью?", Абу Тальха сказал: "Я", и Пророк сказал ему: "Тогда спускайся", - и он спустился в ее могилу. аль-Бухари, 1285.
Нет ничего страшного в том, чтобы при наличии близкого родственника, женщину в могилу опустил посторонний мужчина, но лучше это делать близким родственникам.

Положив тело в могилу, следует повернуть его лицом в сторону Каабы - Посланник Аллаха говорил: "Кааба является вашим направлением, живые вы или мертвые". аль-Байхакъи, 3/408; ат-Тахауи, 1/383. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Не следует класть тело мусульманина на дно могилы (на спину) - передают со слов Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: "Ляхд - для нас, шакъ - не для нас". Абу Дауд, 3208; ат-Тирмизи, 1045. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
А версии имама Ахмада сказано: "Ляхд - для нас, шакъ - для людей Писания".
Ляхд - это небольшое углубление на дне могилы, сбоку - по направлению к Каабе.
Шакъ - это дно могилы (просто вырытая могила без ляхда).

Прежде чем засыпать могилу землей, следует заложить чем-нибудь тело - Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "Пророка положили в ляхд, а затем заложили саманом и сделали так, что его могила возвышалась на пядь от земли". Ибн Хиббан, 2160; аль-Байхакъи, 3/410. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Са'д ибн Абу Уккъас (да будет доволен им Аллах) сказал перед смертью: "Выкопайте мне ляхд, и положив меня туда, заложите саманом, прежде чем засыпать". См. "Шарх Сахих Муслим", 7/30.

Не следует делать могилу высокой - Абуль-Хайядж аль-Асадий (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды 'Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал мне: "Не направить ли мне тебя с тем, с чем в свое время направил меня Посланник Аллаха ? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей"". Муслим, 969.
Имам ан-Науауи сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что Сунной является не возвышать могилу над землей слишком высоко. Ее следует поднять на пядь и сделать землю ровной". См. "Шарх Сахих Муслим", 7/32.
В вышеприведенном хадисе сказано, что "могила Пророка возвышалась от земли на пядь". Ибн Хиббан, 2160; аль-Байхакъи, 3/410. Иснад хороший.
Это и есть могила в соответствии с Сунной. Не следует забрасывать могилу так, чтобы земля возвышалась над ней больше чем на пядь, но при этом нужно учитывать, что если это не песок, а земля (глина), то она со временем осядет. Ученые говорили, что не следует возвышать могилу больше, чем на такую высоту, по которой можно узнать, что это могила, во избежание того, чтобы не наступать на нее.

Об обращении с мольбой за умершего после захоронения - после того, как закопают могилу землей, всем присутствующим следует просить у Аллаха укрепления для мертвого и не следует отвлекаться от мольбы пустыми разговорами. Сообщается, что 'Усман ибн 'Аффан сказал: "После завершения погребения покойного Пророк обычно (некоторое время) стоял у его могилы, и он говорил: "Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы"". Абу Дауд, 3221; аль-Хаким, 1/370. Хадис достоверный.
Речь идет о вопросах, которые ангелы задают в могиле каждому: "Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто был тот человек, который был послан к вам?".
Следует говорить в мольбе для умершего:
"О Аллах, прости его. О Аллах, укрепи его"

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ

["Аллахумма-гъфирляху, Аллахумма сабитху"]

О захоронении ночью - что касается того, чтобы хоронить ночью, то это нежелательно, и причин этому много, среди которых то, что людей на молитве-джаназа будет мало, или же то, что ночью умершего в саван могут завернуть плохо и т.п. Однако, если тело начнет портиться или еще на то будут какие-либо причины, то можно похоронить и ночью, используя при этом светильник для облегчения работы закапывающих. И доказательством этому является хадис от Ибн 'Аббаса, в котором сообщается, что "однажды Посланник Аллаха опустил человека в могилу ночью и включил там светильник". ат-Тирмизи 2/157, Ибн Маджах 1/464. Хадис хороший.
От 'Али ибн Рабаха передается, что он спросил 'Укъбу: "А можно ли хоронить ночью?". 'Укъба сказал: "Да, ведь Абу Бакра похоронили ночью". аль-Байхакъи, 4/32. Иснад достоверный.

В случае необходимости дозволено выкопать тело после погребения - Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что его отца похоронили в одной могиле с другим человеком, но потом - через полгода, он перезахоронил его. Абу Дауд, 3232. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Некоторые примечания, связанные с захоронением:
- в процессе захоронения, используя подходящий момент, следует увещевать присутствующих людей, как это часто делал Пророк ;
- если в одной местности имеются несколько кладбищ, то лучше хоронить в том, где больше праведников;
- не следует хоронить в одной могиле по несколько человек, если только в этом нет необходимости. Сообщается, что после битвы при Ухуде Пророк велел хоронить в одной могиле по несколько человек. Абу Дауд, 9/34; ан-Насаи, 4/80; ат-Тирмизи, 3/128. Хадис достоверный.
- если же в одну могилу положили несколько человек, то между ними следует насыпать землю;
- над могилой не следует собираться, кроме как тем, кто опускает мертвого или подает саман или доски - остальные ждут, пока мертвого не закроют в могильной нише, а уже потом приступают к захоронению;
- двоим или троим, в зависимости от тяжести тела, следует спуститься в могилу, и, взяв тело, опустить его в могилу, произнеся при этом то, что установлено в Сунне: "С именем Аллаха и в соответствии с Сунной Посланника Аллаха". Ахмад, 4812; Абу Дауд, 3213; аль-Хаким, 1/366. Хадис достоверный.

بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ

["бисми-Ллях уа 'аля суннати расули-Ллях"]
- если есть отдельная часть тела покойного, то ее также следует опустить в могилу;
- хоронить в гробу запрещено, поскольку это уподобление неверным и расточительство;
- из Сунны Пророка бросить три раза землю в сторону головы лежащего в могиле. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что "Посланник Аллаха три раза бросил землю в сторону головы мертвого, лежавшего в могиле". Ибн Маджах, 1/499. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар.
- женщину, при опускании в могилу, следует чем-нибудь прикрыть, чтобы выделяющиеся части ее тела не видели мужчины;
- нет ничего страшного в том, чтобы хоронить мужчин и женщин рядом, если их могилы раздельные;
- женщины не должны заниматься захоронением, если есть мужчины;
- на месте старой могилы можно хоронить, только если тело уже превратилось в прах. Имам аз-Зайля'и сказал: "Если тело умершего стало уже прахом, то дозволено хоронить на его место другого, или же сажать там что-то, или строить на этом месте". См. "Радд аль-мухтар", 3/138.

2. О памятниках

На могиле человека разрешается Шариатом поставить какой-либо памятник для того, чтобы люди знали, что это - могила и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили 'Усмана ибн Маз'уна (да будет доволен им Аллах), Пророк повелел одному человеку принести камень, но тот не смог его принести.
Тогда Пророк пошел и сам принес этот камень, и, положив его у изголовья, сказал: "С помощью этого я буду узнавать могилу своего брата, и буду хоронить здесь тех, кто умрет из числа членов моей семьи". Абу Дауд, 3206; аль-Байхакъи, 3/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Однако не следует излишествовать в размерах памятника. Шейх Ибн аль-Къайим писал: "Могилы сподвижников Пророка были ни слишком поднятыми от земли, ни опущенными, как и могилы Пророка , Абу Бакра и 'Умара". Он также сказал: "Не было в Сунне Пророка делать могилы высокими, или сооружать на них что-либо из камня, кирпича или гипса, или воздвигать на них купола. Все это порицаемые нововведения, противоречащие Сунне". См. "Задуль-ма'ад", 504.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха запрещал нам гипсовать могилы, писать на них что-либо, делать на них какие-либо построения, и ходить по ним". ат-Тирмизи, 1052; Ибн Маджах, 1563. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
В этом хадисе довод на то, что писать что-либо на памятниках нельзя.
Однако группы ученых опираясь на вышеприведенный хадис про поставленный камень на могиле 'Усмана ибн Маз'уна и проводя с ним аналогию, однозначно дозволяла писать на могилах имя умершего и т.п. Другие ученые возразили на эту аналогию, поскольку относительно запрета есть прямой хадис, но пояснили, что если писать на могиле имя умершего не с целью украшения могилы и т.п., а для опознания могилы близкого, то нет в этом проблем. Шейх аль-Альбани сказал: "То, что я считаю правильным, а Аллаху ведомо об этом лучше, что мнение об однозначной аналогии с этим хадисом (про камень на могиле 'Усмана) далеко (от истины). Правильным же является то, что нужно конкретизировать, что если камень не будет служить целью, из-за которой его установил Пророк , а это - чтобы узнавать могилу, как, например, по причине множества одинаковых могил и множества одинаковых камней, то тогда дозволено будет написать имя умершего, чтобы достичь упомянутой цели (узнавать могилу)". См. "Ахкамуль-джанаиз", 206.
Что же касается больших и дорогих памятников, изображений, ограждений и всевозможных изощрений в приукрашивании памятников, и соперничество в том, чья могила выглядит богаче и достойнее, превратив кладбища в галереи, музеи и т.п., что в наши дни можно увидеть на могиле у мусульманина, то это является большим грехом, уподоблением неверным, показухой и бессмысленной тратой денег, которая не приносит никакой пользы мертвому. Для праведного мусульманина достаточно будет положить у изголовья простой обычный камень или что-то в этом роде.

3. О посещении кладбищ

Передают со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: "Я раньше запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей". Муслим, 2/672.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды, когда Пророк посетил могилу своей матери, он заплакал, и заплакали те, кто был вокруг него. Затем Пророк сказал: "Я попросил разрешения у своего Господа просить для нее прощения, и мне было запрещено. И я попросил разрешения посетить ее могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти". Муслим, 2/671.
Передается со слов 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды Пророк вышел из кладбища аль-Бакъи', обратившись с мольбой за умерших, и когда 'Аиша спросила его об этом, он сказал: "Поистине, мне было велено обращаться за них с мольбами". Ахмад, 6/252. Хадис достоверный.
При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал Пророк . От 'Аиши сообщается, что "обратившись с мольбами за умерших, лежавших на кладбище аль-Бакъи', Пророк поднял руки". Малик, 1/239; Ахмад, 6/92. Иснад хадиса хороший.
Хатим аль-Асам сказал: "Тот, кто прошел мимо могил, не задумавшись о собственной душе и не обратившись к Аллаху с мольбой за покойных, предал и себя самого, и их". См. "Сакаратуль-маут", 13.
В этих хадисах четко указана цель, с которой следует посещать кладбища! Кладбища следует посещать для того, чтобы они напоминали о смерти, или же для обращения с мольбой для умерших мусульман.
Мусульманину, входя на кладбище, следует произнести слова поминания, произносимые при входе на кладбище, вспомнить о будущей жизни, быть готовым к собственной смерти и задуматься о положении тех, кто уже погребен. Со стороны все могилы кажутся одинаковыми, но на самом деле, внутри них одни находятся в блаженстве, а другие подвергаются мучениям из-за своих грехов. О Аллах, избавь нас от мучений могилы и сделай нас из числа тех, которые будут находиться в блаженстве!

О мольбе, произносимой при входе на кладбище или проходя мимо кладбищ:
"Мир вам, о обитатели жилищ, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам,
и Аллах помилует тех из нас, кто ушел раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас
"

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ،
وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ منَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

["ассаляму 'алейкум ахля-ддияри миналь-му'минина уаль-муслимин, уа инна ин ша-а Ллаху бикум ляхикъун,
уа ерхаму Ллахуль-мустакъдимина минна уаль-муста-хирин, асалю-Ллаха ляна уа ляку-муль-'афия
"] *
_______________________________________________

* Муслим 2/671, Ибн Маджах 1/494.

Во время произнесения этого приветствия поднимать руки не следует, и следует повернуться лицом в сторону могил. Что же касается обращения с мольбами за умерших, то следует обращаться к Каабе, поскольку Пророк запретил обращаться в сторону могил при совершении молитвы, а мольба есть - корень поклонения, и поэтому нельзя поворачиваться во время мольбы в ту сторону, в которую нельзя поворачиваться во время молитвы, о чем сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. "аль-Икътида", стр. 175.

О посещении кладбищ женщинами - относительно дозволенности посещения кладбищ женщинами, среди ученых существуют три мнения. Группа ученых считала, что женщинам однозначно запрещается посещать кладбища, и в качестве довода они опирались на хадис от Ибн 'Аббаса, в котором сказано: "Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники". Абу Дауд, 3236; ат-Тирмизи, 320; ан-Насаи, 4/94; Ахмад, 1/229.
Однако этот хадис многие мухаддисы назвали слабым, поскольку в его иснаде Абу Салих Маула Умм Хани, который не заслуживает доверия.
Вторая группа ученых считала, что посещать кладбища не запрещено, однако нежелательно, особенно часто. И при этом эта сторона опиралась на хадис от Абу Хурайры, в котором сказано: "Посланник Аллаха проклял женщин, часто посещающих могилы". Ахмад, 2/337; ат-Тирмизи, 1056; Ибн Маджах, 1576. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Третья сторона ученых говорила, что нет проблем женщинам посещать кладбища, и что это дозволено без каких-либо порицаний. Это одно из мнений имама Ахмада, мнение Малика и некоторых ханафитов. См. "Тахзиб ас-Сунан", 9/58.
И при этом сторонники этого мнения опирались на обобщенные хадисы, в которых побуждается посещать кладбища, дабы это стало напоминанием о смерти.
Совместив доводы данной главы, наиболее предпочтительным мнением является то, что женщины могут посещать кладбища, если делать будут это редко, и при условии, чтобы целью их посещения было напоминание о смерти, а также чтобы они не причитали и избегали всего запретного. См. "Сахих фикъху-Ссунна", 1/668.

4. О том, что запрещено и порицаемо делать на кладбищах:

Строить мечети над могилами или превращать могилы в мечети - сообщается от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: "Поистине, наихудшие из людей это те, которые застанут Судный Час живыми и это те, которые превращают могилы в мечети". Ахмад, 1/435; Ибн Хиббан, 340. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Совершать жертвоприношение на могилах - от Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк сказал: "Нет жертвоприношения на могиле в Исламе". 'Абдур-Раззакъ сказал: "Они (арабы-мушрики) резали барана или корову на могиле человека". Абу Дауд, 3222; аль-Хаким, 1/370. Хадис достоверный.

Ходить по могиле или садиться на нее - от 'Укъбы ибн 'Амира (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк сказал: "Пройтись по горячему углю, или по острым мечам, или чинить свои сандалии ночами (то есть, это дело очень трудное) предпочтительнее для меня, чем ходить по могиле мусульманина". Ибн Маджах, 4/474; Ибн Абу Шайба, 4/133. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили доствоерность хадиса.
Также передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, сесть на горящие угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, для любого из вас будет лучше, чем сесть на могилу". Муслим, 971.

Ходить между могилами в обуви - между могилами нежелательно ходить в обуви, так как Пророк запретил делать это, если только там нет колючек и т.п. Сообщается со слов Башира ибн Хасасия (да будет доволен им Аллах), что когда он шел с Пророком на кладбище, Пророк увидел одного человека, который ходил между могил в сандалях. И Пророк сказал ему: "О тот, который в обуви, сбрось свою обувь". Тот оглянулся, и когда узнал Пророка , снял свои сандалии. Абу Дауд, 2/72; ан-Насаи, 1/288. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Хафиз Ибн Хаджар сказал, что хадис указывает на нежелательность хождения между могилами в обуви. См. "Фатхуль-Бари".
Абу Дауд рассказывал: "Я видел, как имам Ахмад, следуя за джаназой, снимал свои сандалии, подходя к могилам". См. "аль-Масаиль", 158.

Раскапывать и грабить могилы мусульман - 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Посланник Аллаха проклял раскапывающих (могилы) мужчин и женщин". аль-Байхакъи, 8/270. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.
Что же касается могил неверных, то их можно сровнять. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Когда Пророк прибыл в Медину, он велел построить мечеть, и послал за людьми из Бану Наджар и сказал: "О Бану Наджар, назначьте мне цену за эту вашу землю, что за стеной". Они ответили: "Нет, клянемся Аллахом, мы потребуем плату (то есть, награду) за нее только от Аллаха!". Анас сказал: "А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению Пророка могилы были срыты, развалины сровняли с землей, а пальмы вырубили, поставив их рядами как стену Киблы будущей мечети". аль-Бухари, 428.

Справлять нужду на кладбище - нельзя справлять нужду на кладбище, и Пророк сказал, что нет разницы между справлением нужды между могилами и центром базара. Ибн Маджах, 4/474; Ибн Абу Шайба, 4/133. Иснад хадиса достоверный.

Дополнительные примечания:
- не следует читать Коран у могил, внушать мертвым произнести "шахаду", давать азан и икъама;
- не следует повышать свой голос на кладбищах, кроме как по необходимости;
- не следует писать на могиле имя умершего, дату его рождения и смерти;
- не следует устанавливать на могиле светильник или лампу;
- не следует чрезмерно усердствовать в уходе за могилой, пропалывая ее или очищая от травы и т.п.;
- не следует постоянно поливать могилу водой, класть на ее цветы, или сажать деревья. См. "Ахкамуль-джанаиз", 333.
SALAF-FORUM.COM

Ответить