Положение имама и маъмума, когда молитву совершают двое

Ответить
Абу Муслим
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 20 дек 2017, 11:04

Положение имама и маъмума, когда молитву совершают двое

Сообщение Абу Муслим » 25 июн 2019, 02:52

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Положение имама и маъмума, когда молитву совершают двое

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если молитву совершают двое мусульман, один из которых стоит в качестве имама, то, как правильнее становиться маъмуму (молящемуся за имамом): встать справа от имама, слева, или же позади него? И если следует встать справа от имама, то, как следует поступать: отодвинуться слегка назад или же стоять с имамом на одном уровне?
В связи с тем, что мусульмане часто задаются этими вопросами, а ранее он не был подробно рассмотрен в русскоязычной среде мусульман, хотелось бы вкратце привести мнения всех имамов и их аргументы по данным положениям.

Если молитву совершают двое, то где следует стоять имаму?

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал на ночную молитву (тахадджуд), я встал слева от него, но он взял меня и поставил справа от себя”. аль-Бухари (697, 6316), Муслим (783).
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я подошёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершавшему молитву и встал слева от него, но он взял меня за руку и поставил справа от себя. Потом пришёл Джаббар ибн Сахр, совершивший омовение и встал слева от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тогда он взял нас обоих за руки, и, подтолкнув нас, поставил позади себя”. Муслим (3010).
Эти хадисы указывают на то, что если молитву совершают двое, то для второго Сунной является встать с правой стороны от имама, а не с левой и не позади него.
Однако большинство учёных считало, что если молитву совершали двое и второй встал слева от имама, а не справа от него, то его молитва всё же действительна. Ибн Хубайра сказал: “Учёные единогласны в том, что если молящийся встал слева от имама в то время, как справа от него не было никого, то молитва его действительна, за исключением Ахмада, который сказал: «Его молитва нарушается»”. См. “Ихтиляф аль-аимма аль-‘уляма” (1/145).
Из этих слов Ибн Хубайры может показаться, что в этом вопросе есть единогласное мнение среди имамов, за исключением уединения Ахмада. Однако Ибн Къудама сказал: “Это мнение (что молитва второго слева от имама недействительна) выбрал также ан-Наха’и, аль-Хакам, аль-Хасан ибн Салих, Исхакъ ибн Рахауейх и Ибн аль-Мунзир”. См. “аль-Мугъни” (3/455).
Кстати, передаётся, что когда Са’ид ибн аль-Мусайиб совершал молитву с кем-то вдвоём, то ставил второго не справа от себя, а слева. См. “аль-Мугъни” (3/456).
Однако в любом случае, пророческой Сунне соответствует именно то, чтобы второй находился справа от имама, следовательно, именно так и следует поступать молящимся. Но если же кто-то помолился слева от имама, то молитва его действительна, несмотря на совершение им того, что является нежелательным. И это мнение большинства имамов выбрали также учёные Постоянного комитета. См. “Фатауа аль-Ляджна” (9/489).

Если же кто-то спросит: «Почему Ибн Хубайра сказал: “Учёные единогласны в том, что если молящийся встал слева от имама в то время, как справа от него не было никого…”, чем отличается молитва одного с имамом, который встал слева от него и молитва двоих с имамом, когда один встал справа от него, а другой слева?»
Дело в том, что в таком случае среди учёных есть единогласное мнение, что молитва всех троих является действительной. Более того, среди учёных даже было разногласие, как лучше встать имаму, если молитву совершают трое: имам и два человека с ним. Следует ли ему встать посередине между двумя, или же следует ему выдвинуться вперёд?
Большинство учёных считало, что имаму следует быть спереди, а двоим позади него, а некоторые даже передавали единогласное мнение на этот счёт. И их доводом был хадис от Джабира, который уже был упомянут: “Я подошёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершавшему молитву и встал слева от него, но он взял меня за руку и поставил справа от себя. Потом пришёл Джаббар ибн Сахр, совершивший омовение и встал слева от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тогда он взял нас обоих за руки, и, подтолкнув нас, поставил позади себя”. Муслим (3010).
Некоторые же учёные, считавшие, что имаму следует встать посередине между двумя, и это одно из мнений у ханафитов, опирались на следующий хадис от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах):
Сообщается от аль-Асуада и ‘Алькъамы, что когда они были у Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), он сказал: “Становитесь и совершите молитву”, но не велел возглашать ни азан, ни икъама. После этого мы подошли, чтобы встать позади него, он же взял нас за руки и поставил одного справа от себя, а другого – слева. Когда Ибн Мас’уд склонился в поясном поклоне, мы положили руки на колени, но он ударил нас по рукам, соединил свои ладони и поместил их меж бёдер”. В другой версии говорится, что Ибн Мас’уд сказал: “Я словно сейчас вижу, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сплёл пальцы во время поясного поклона”. Муслим 534 (26-27).
Этот хадис указывает на то, что если молятся трое, то имаму следует встать посередине между двумя.
Но дело в том, что этот хадис также указывает на то, что во время поясного поклона в молитве руки следует класть не на колени, а соединив пальцы помещать руки между коленями, что именовалось учёными, как «ат-татбикъ». Однако это положение впоследствии было отменено, а Ибн Мас’уд не знал об этом.
Мус’аб – сын Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды я молился рядом со своим отцом (Са’дом) и при совершении поясного поклона я соединил кисти рук, поместив их между колен. Мой отец запретил мне делать это и сказал: “Мы делали то же самое, но нам было запрещено это, и было нам велено класть руки на колени”. аль-Бухари (790), Муслим (535).
Также со слов ‘Алькъамы сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас молитве, он произносил такбир, поднимал руки, а когда склонялся в поясном поклоне, то складывал руки между колен”. Когда же эти слова дошли до Са’да ибн Аби Уаккъаса, он сказал: “Правду сказал мой брат (Ибн Мас’уд), мы раньше делали так, но затем нам было велено поступать иначе, т.е. класть руки на колени”. Ахмад (3947), Абу Дауд (747). Имамы Ибн Хузайма, ад-Даракъутни, Ибн Раджаб и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Следовательно, точно также могло быть отменено и то, что имам становится посередине, когда молящихся трое. А некоторые имамы сказали, что Ибн Мас’уд встал между аль-Асуадом и ‘Алькъамой по причине тесноты помещения, в котором они молились. Такое пояснение от Ибрахима ан-Наха’и передавал ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар», а от Мухаммада ибн Сирина это пояснение передал Ибн Къудама в «аль-Мугъни».

Что же касается того, чтобы в случае совершения молитвы вдвоём, один из которых имам, а второй становился позади имама подобно тому, как становится женщина, то запрет на этот случай более строгий, чем становиться слева от имама. Да, большинство имамов и в таком случае говорили, что молитва второго будет действительной, кроме Ахмада, который сказал, что молитва такого будет недействительной.
Доводом Ахмада и некоторых имамов являются следующие хадисы:
Уабиса ибн Ма’бад (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился в одиночку позади ряда и он повелел ему переделать молитву”. Ахмад (4/228), Абу Дауд (682), ат-Тирмизи (230), ат-Таялиси (1201). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Альбани. См. “аль-Аусат” (4/184), “аль-Мугъни” (3/455), “Тахридж Мишкат аль-масабих” (1006).
Со слов ‘Али ибн Шайбана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет молитвы у того, кто совершил её в одиночку позади ряда!» Ахмад (13340), Ибн Маджах (1003), Ибн Хузайма (5/579), Ибн Хиббан 2202. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн Раджаб, Ибн Касир, аль-Бусыри, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” (2/718), “аль-Итхаф” (2/232), “Фатхуль-Бари” (5/24), “Иршад аль-факъих” (1/176), “Тухфатуль-ахуази” (1/488), “Сахих Сунан Ибн Маджах” (829).
Сказал аль-Бухути аль-Ханбали: “Не является действительной молитва того, кто в одиночку совершил её позади имама или же позади ряда молящихся, независимо от того, совершил он так только один рака’ат или же больше, сознательно или по забывчивости, зная (о запрете этого) или же не зная”. См. «ар-Рауд аль-мурби’» (2/338).
Если же человек совершил молитву в одиночку позади ряда или имама из-за того, что не было возможности встать в ряд или же встать справа от имама или слева от него из-за тесноты, то в таком случае его молитва является действительной. И это мнения выбрали аль-Хасан аль-Басри, Ибн Къудама, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, а также ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди, Ибн ‘Усаймин и другие современные учёные. См. “аль-Мугъни” (3/56), “Маджму’уль-фатауа” (23/397), "Фатауа ас-Са’дия" (169).
Кстати, что касается хадиса, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал помолившемуся в одиночку позади ряда: «Почему ты не встал рядом с ними или не вытянул одного из ряда?» ат-Табарани 22/145, то он является недостоверным. В цепи этого хадиса передатчик по имени ас-Сури ибн Исма’иль, который являлся известным лжецом, выдумывавшим хадисы. См. “ат-Тальхыс” 2/38, “аль-Ируа” 2/326.

Итог:
- Если молитву совершают двое мужчин, то Сунной является второму встать справа от имама;
- Если же он встал слева от имама или позади него, то, по мнению некоторых имамов, его молитва недействительна и её следует переделать.
- Большинство же имамов считает, что такая молитва является действительной, несмотря на порицание этого.
- Если же человек встал слева от имама или позади по вынужденной причине из-за тесного расположения и т.п., то, по мнению группы имамов, его молитва действительна.
- Если молитву совершает мужчина с кем-либо из своих женщин вдвоём, то Сунной является встать женщине не справа от него, а позади. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны учёные в том, что женщина молится позади мужчины, стоя в одиночку, и что Сунна для неё – это становиться позади мужчины, а не справа от него”. См. “аль-Истизкар” 2/316.
- Если молитву совершают трое мужчин вместе с имамом, то в соответствии с Сунной двое становятся позади имама, и тем более это касается случая, когда молящихся больше, чем трое.
- Если же совершая молитву втроём, имам встал не спереди, а посередине между двух молящихся, то молитва их действительная, хоть и противоречит мнению большинства имамов, считавших, что такое стояние не соответствует Сунне.
- Если же коллективную молитву совершают женщины в своём кругу, то женщине-имаму следует встать посередине, независимо от того, сколько женщин молится с ней, две или больше, как это делала ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах). ‘Ата рассказывал: «‘Аиша произносила азан и икъама и становилась имамом для женщин, становясь посреди них». ‘Абду-р-Раззакъ (3/126), аль-Хаким (1/203), аль-Байхакъи (1781). Достоверность подтвердили ан-Науауи и аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» (4/199), «Тамам аль-минна» (153-154).

Совершая молитву вдвоём с имамом, следует ли второму отодвинуться немного назад?

Исходя из того, что было приведено, нам стало ясно, что при совершении молитвы вдвоём Сунной является для молящегося за имамом встать справа от имама.
Теперь возникает следующий вопрос: «Стоящий справа от имама должен быть с ним на одной линии или же слегка отодвинуться назад?»
На этот счёт существует два мнения среди имамов:

Первое мнение гласит: Для того, кто молится рядом с имамом, когда они совершают молитву вдвоём, является желательным слегка отодвинуться назад
Некоторые имамы из числа сторонников этого мнения считали, что пальцы ног стоящего рядом с имамом должны быть на уровне пяток имама. См. “аль-Мабсут” (1/147).
Итак, мнение о том, что для молящегося рядом с имамом, является желательным слегка отодвинуться назад, является мнением большинства имамов, включая представителей четырёх мазхабов. И это мнение маликитов и шафиитов, а также основное мнение у ханбалитов и одно из мнений у ханафитов.
Сказал ан-Науауи: “Наши сторонники (шафииты) говорили, что желательно отодвинуться немного от имама, чтобы не быть с ним на одной линии. Но если он не будет стоять перед имамом, а будет стоять с ним на одной линии, то молитва от этого не нарушается без разногласий. Однако это порицается”. См. «аль-Маджму’» (4/292, 299).
Но следует отметить, что на его слова: «это порицается» ас-Субки в «аль-Ибхадж» сказал: “Это далеко (от истины)”.
Сказал ар-Рухейбани аль-Ханбали: “Является желательным для молящегося за имамом отодвинуться слегка назад, но так, чтобы не быть вышедшим из ряда с ним. Это было сказано в «аль-Мубди’», а также это было сказано в утвердительной форме в примечаниях к «аль-Фуру’» и в «аль-Гъая», и это мнение является мазхабом (ханбалитов)”. См. “Маталиб ули-ннуха” (2/183).
То же самое говорили и маликитские имамы. См. “аш-Шарх аль-кабир” (1/344), “ас-Самар ад-дани” (1/173).
А из ханафитов это мнение высказывал ученик Абу Ханифы – Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (1/159).

Аргументы первой стороны:
В качестве довода сторонники этого мнения опирались на аналогию в стоянии имама в общей коллективной молитве, где имам является выдвинутым вперёд. Также следует поступать имаму и во время молитвы с одним человеком, который стоит справа от него, но выдвинувшись немного вперёд, чтобы имам выделялся/отличался от молящегося за ним. См. “аль-Фауаких ад-дауани” (1/325).
Также их аргументом было то, что может быть опасение в опережении имама, если они будут стоять на одном уровне. См. «аль-Мубди’» (2/83).

Второе мнение: Если молитву совершают двое, то, как имам, так и молящийся с ним, должны стоять на одном уровне
Это было мнением известного имама из числа таби’инов – ‘Ата ибн Аби Рабаха, мнением аль-Бухари, а также основным мнением у ханафитов, и его выбрали Ибн Баз, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мабсут” (1/147), “Фатауа Ибн Баз” (12/199), “Нурун ‘аля ад-дарб” (2/277), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/221).
Также Бадруддин аль-‘Айни аль-Ханафи сказал, что этого мнения придерживались такие сподвижники, как ‘Умар, Ибн ‘Умар, Анас и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах), а из саляфов: ас-Саури, Ибрахим ан-Наха’и, Макхуль, аш-Ша’би, ‘Уруа и аль-Ауза’и. См. «Умдатуль-Къари» (4/328).
Сказал аль-Бухари: “Глава о том, что если молящихся двое, то ему следует встать справа от имама на одном уровне с ним”. См. “Сахих аль-Бухари” (2/190).
Сказал Ибн Хаджар об этих словах аль-Бухари: “Т.е. молящийся с имамом не отодвигается назад и не подвигается вперёд”. См. “Фатхуль-Бари” 2/190.
Сказал Ибн Раджаб: “Смысл этой главы аль-Бухари в том, что если молятся два человека вместе: имам и маъмум, то молящийся за имамом становится справа от имама параллельно ему, т.е. на одной линии с ним в стоянии, не выдвигаясь перед ним и не отодвигаясь назад”. См. “Фатхуль-Бари” (6/197).
Сказал аль-Маргъинани аль-Ханафи в «аль-Хидая»: “Не следует сдвигаться с уровня имама (молящемуся с ним). Но от Мухаммада (аш-Шейбани) передаётся, что следует стоять так, чтобы пальцы ног были у ступни имама. Но первое мнение является правильным”.
О его словах: «Не следует сдвигаться с уровня имама», Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Поскольку это противоречит Сунне”. См. “аль-Биная” (2/340).

Аргументы второй стороны:
Что касается аргументов сторонников мнения о том, что молящиеся вдвоём должны стоять на одной линии, то среди них упомянутые пророческие хадисы от Ибн ‘Аббаса и Джабира, в которых говорилось о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ставил рядом с собой справой стороны каждого из них. И в этих хадисах не говорится, что он ставил их рядом с собой и при этом отодвигал кого-то слегка назад.
Упомянув слова Ибн ‘Аббаса: «Я встал рядом с ним», Ибн Хаджар сказал: “Явный смысл этих слов указывает на то, что они были на одном уровне”. См. “Фатхуль-Бари” 3/166.
Более того, в одной из версий хадиса говорится прямо, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил Ибн ‘Аббаса в один ряд параллельно с собой:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву в последнюю часть ночи. Тогда я встал позади него, совершая молитву, а он взял меня за руку и потянул, поставив меня рядом параллельно с собой. Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приступил к (очередной) молитве, то я удалился. Завершив молитву, он сказал мне: «Что с тобой?! Я поставил тебя рядом с собой в одном ряду, а ты удалился?» На это я ответил: «О Посланник Аллаха, разве подобает кому-либо молиться, стоя рядом с тобой, тогда как ты является посланником самого Аллаха?!» Его удивили мои слова, и он обратился к Аллаху с мольбой за меня, чтобы Он прибавил мне знания и понимания”. Ахмад (1/330), аль-Хаким (3/534). Хадис достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2590).
Этот хадис прямо и ясно указывает на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил Ибн ‘Аббаса рядом с собой на одной линии.
Также доводом этому мнению служит хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “После наступления времени молитвы и возглашения азана, когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже поразил тот недуг, от которого он умер, он сказал: «Велите Абу Бакру проводить молитвы с людьми». Тогда Абу Бакр вышел к людям и стал совершать с ними молитву. В это время Пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало немного лучше, и он вышел (из комнаты), передвигаясь с помощью двух человек, которые поддерживали его, а я будто и сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднимать их (выше) из-за своей болезни. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте, после чего его подвели (поближе) и он сел рядом параллельно с Абу Бакром. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал молиться, Абу Бакр следовал за ним, а люди следовали за Абу Бакром, да будет доволен им Аллах”. аль-Бухари (664, 683), Муслим (418).
Также доводами этой стороны являются хадисы, в которых при совершении коллективной молитвы велено выравнивать ряды на одном уровне, а когда имам молится с одним человеком, то они и есть ряд, который должен быть одного уровня. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (2/277).
Это мнение также усиливает то, что передаётся от сподвижников, включая и праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах):
‘Абдуллах ибн ‘Утба рассказывал: “Как-то я зашёл к ‘Умару ибн аль-Хаттабу в полдень и обнаружил его совершающим молитву. Тогда я встал позади него, но он пододвинул меня и поставил в один ряд параллельно с собой справа”. Малик (1/154). Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/270).
Нафи’ рассказывал: “Однажды я встал позади ‘Абдуллаха ибн ‘Умара во время одной из молитв, когда не было с ним больше никого, кроме меня. Тогда он протянул свою руку и поставил меня рядом с собой на одной линии”. Малик (1/154). Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (6/175).
Эти асары от сподвижников также ясно указывают на то, что совершающие молитву вдвоём должны стоять на одном уровне, без того, чтобы второй отодвигался до уровня пяток имама и т.п.
И это понимание также передаётся и от учеников сподвижников из числа таби’инов:
Ибн Джурайдж сказал: “Я спросил ‘Ата: «Что ты скажешь о том, когда с человеком (имамом) совершает молитву только один, где ему следует встать?» Он ответил: «Следует встать справой стороны от него». Я спросил: «Ему встать рядом с ним на одной линии так, чтобы никто из них не нарушал уровень?» Он сказал: «Да». Я спросил: «А является ли обязательным прижимать к нему (ступню) так, чтобы между ними не было зазора?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом»”. ‘Абду-р-Раззакъ (3870). Иснад достоверный.
‘Ата ибн Аби Рабах – это ученик таких великих сподвижников, как Му’ауия, Абу Са’ид аль-Худри, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн ‘Амр, Джабир, Абу Хурайра, ‘Аиша, Умм Саляма, и др., да будет доволен ими всеми Аллах.
Сказал аль-Альбани: “Мнение о том, что молящемуся с имамом желательно отодвинуться немного назад от имама, как об этом передаётся в некоторых мазхабах с некоторыми подробностями на этот счёт, то, несмотря на отсутствие какого-либо довода в Сунне на подобное деяние, вместе с этим этот поступок противоречит внешним смыслам упомянутых хадисов и асару ‘Умара. Также это противоречит мнению ‘Ата ибн Аби Рабаха, который был выдающимся имамом из числа таби’инов. А что касается подобных мнений (не опирающихся на аргумент), то правильней будет для верующего вернуть эти мнения их сторонникам, будучи убеждённым в том, что они (имамы) получили награду за это, так как они проявили иджтихад, желая истины. Ну а верующему следует следовать тому, что установлено в Сунне, так как наилучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/270).
Сказал Ибн ‘Усаймин: “Что касается того, что упоминали некоторые обладатели знания, что имам выдвигается немного вперёд от маъмума в случае, когда они молятся вдвоём, то, поистине, у этого мнения нет основы в Сунне. Напротив, Сунна указывает на противоположное этому мнению”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 137).
Исходя из того, что было приведено, становится очевидным, что мнение учёных, считавших, что при совершении молитвы вдвоём Сунна состоит в том, чтобы стоять справа от имама именно на одной линии с ним, является более аргументированным.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.

Итог:
- Если молитву совершают два человека, то Сунной является стоять справа от имама, не слева от него и не позади, а именно справа;
- Если молитву совершают двое, и маъмум стоит справа от имама, то Сунной при этом является стоять на одном уровне с имамом, не выдвигаясь вперёд и не отодвигаясь назад;
- Если же молящийся с имамом отодвинется назад, то его молитва от этого не нарушается.

Необходимо знать и понимать, что подобные вопросы религии, в которых были приемлемые разногласия среди имамов с давних пор, ни в коем случае нельзя делать предметом для взаимных порицаний, обвинений и ссор!

Кстати, в этом рассмотренном вопросе также содержится очередной пример тому, что мнение, которого придерживается большинство представителей четырёх мазхабов, не всегда является однозначным и единственно правильным.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Ответить